Вся психология в одном университете

Результаты

Опрос выпускников МГППУ об удовлетворенности полученным в университете образованием, достаточностью базой знаний, умений и навыков для профессиональной деятельности, а также о том, как сложилась профессиональная жизнь выпускников, проводился в конце весны-начала лета 2020 г. В опросе приняли участие 884 человека. Наибольшая доля участников опроса – в возрасте от 25 до 29 лет (35%), следующая по численности возрастная группа – от 30 до 39% (26%), 22% - в возрасте до 24 лет, 12% - от 40 до 49 лет, 6% - старше 49 лет.

Почему же бывшие студенты выбрали наш университет для обучения? И какой выбор бы они сделали, если бы им снова предстояло выбирать вуз и специальность?

Согласно данным исследования, чаще всего участники опроса делали профессиональный выбор осознанно, руководствуясь желанием работать в психолого-педагогической сфере (64%) (Рисунок 1). Более половины опрошенных (55%) в качестве важного фактора указали возможность бесплатного обучения. На выбор значительной части респондентов (53%) оказали влияния хорошие отзывы о вузе.

Рисунок 1. Факторы, повлиявшие на выбор специальности при поступлении в МГППУ

Снимок экрана 2020-11-22 в 18.00.38.png (72 KB)

Вопрос: «Какие факторы в большей степени повлияли на Ваш выбор специальности при поступлении в МГППУ?»

Но по возрастным группам факторы, повлиявшие на выбор специальности при поступлении, несколько отличаются (Таблица 1). Так, для самых молодых выпускников (до 24 лет), при высокой важности фактора «желание работать в психолого-педагогической сфере» (56%), значимость возможности обучаться на бесплатной основе все же выше (62%). Также для этой возрастной группы важнее, чем для представителей других возрастов, престижность выбираемой профессии.

Таблица 1. Факторы, повлиявшие на выбор специальности при поступлении в МГППУ, по возрастным группам

 

до 24 лет

от 25 до 29 лет

от 30 до 39 лет

от 40 до 49 лет

от 50 лет и старше

Престиж профессии

17,6%

10,2%

12,0%

11,7%

12,5%

Желание работать в психолого-педагогической сфере

56,0%

66,0%

63,6%

72,8%

60,4%

Конкурентоспособная заработная плата по выбранной специальности на рынке труда

3,8%

3,4%

3,2%

1,9%

0,0%

Наличие спроса на специалистов по моему образованию на рынке труда

19,2%

12,9%

15,7%

13,6%

20,8%

Низкий конкурс при поступлении в университет

20,3%

16,7%

9,2%

1,0%

2,1%

Хорошие отзывы об университете

53,3%

57,1%

51,6%

50,5%

43,8%

Продолжение семейных традиций

3,3%

5,8%

2,8%

1,9%

4,2%

Возможность бесплатного обучения

62,1%

54,1%

54,4%

52,4%

41,7%

Низкая установленная стоимость за обучение

2,7%

3,7%

3,2%

1,0%

0,0%

 

Результаты опроса показали, что большинство бывших выпускников, если бы снова поступали бы в вуз, выбрали бы МГППУ. Об этом заявили 70% опрошенных (50% выбрали бы ту же специальность/направление, а 20% сменили бы специальность/направление, но образование получили бы в МГППУ) (Рисунок 2).

Рисунок 2. Возможность нового выбора будущей специальности и образовательной организации

Снимок экрана 2020-11-22 в 18.04.21.png (66 KB)

Вопрос: «Если бы Вам пришлось снова выбирать будущую специальность и образовательную организацию, как бы Вы поступили?»

Наиболее высока доля тех, кто сделал бы выбор в пользу той же специальности и вуза – среди выпускников старших возрастных групп (старше 40 лет) (Рисунок 3). Стоит отметить, что люди, имеющие большой профессиональный опыт, высоко оценили те знания, умения и навыки, которые им дал университет. В этих же возрастных группах практически не отмечали вариант ответа «выбрал бы другую специальность и другой вуз».

Рисунок 3. Возможность нового выбора будущей специальности и образовательной организации, по возрастным группам

Снимок экрана 2020-11-22 в 18.05.04.png (86 KB)

 Вопрос: «Если бы Вам пришлось снова выбирать будущую специальность и образовательную организацию, как бы Вы поступили?»

 

Выводы по результатам социологического опроса в рамках научно-исследовательского проекта «Выпускник МГППУ»

  1. Уровень образования выпускников МГППУ. При поступлении в МГППУ в большинстве случаев респонденты осознано выбирали вуз и руководствовались желанием работать в психолого-педагогической сфере (64%). Немаловажными факторами при выборе образовательной площадки оказались возможность бесплатного обучения в университете (55%) и хорошие отзывы об университете (53%).

Для более половины опрошенных полученного уровня образования в МГППУ оказалось вполне достаточным, чтобы заниматься профессиональной деятельностью (58%), еще 7% респондентов продолжили обучение на более высоком уровне в альма-матер. Около трети участников опроса в качестве образовательной площадки для продолжения обучения выбрали другой вуз, примерно половина из них продолжили обучение по той же специальности, а другая половина посвятили себя новому направлению подготовки, чаще всего ввиду отсутствия интереса к полученной специальности. 

Ровно половина участников опроса получали дополнительное профессиональное образование с выдачей удостоверяющего документа государственного образца (51%). К числу основных причин получения дополнительного образования респонденты отнесли повышение профессиональных компетенций и необходимость для дальнейшего карьерного, профессионального роста.

  1. Удовлетворенность полученным образованием в МГППУ. Подавляющее большинство выпускников университета выразили высокую степень удовлетворенности полученным высшим профессиональным образованием в университете (86%), особенно теоретической подготовкой, сформированными способностями приобретения новых профессиональных знаний, дальнейшего профессионального развития, способностями к обобщению, анализу и синтезу, постановке целей и выбору путей их решения.

Взвешивая свое решение о поступлении в университет, половина выпускников уверены в том, что выбрали бы ту же специальность или направление подготовки именно в МГППУ (50%), каждый пятый – другую специальность, но совершенно точно в МГППУ. Только 13% выпускников, начавших свою трудовую деятельность, убеждены в том, что выбор, сделанный некоторое время назад в пользу некоторой специальности или направления в МГППУ, оказался ошибочным: если бы пришлось снова сделать выбор они бы точно выбрали и другую специальность, и другой вуз.

  1. Начало профессиональной деятельности. Половина выпускников МГППУ чувствуют себя абсолютно подготовленным к самостоятельной трудовой деятельности (51%), 39% заявили о частичной подготовленности, а 9% респондентов уверены в том, что университет им ничего не смог дать для самостоятельной работы. Чаще такая точка зрения распространена среди респондентов моложе 30 лет, не сумевшие трудоустроиться по своей специальности.

Обучаясь в стенах университета, 70% выпускников отметили, что при подготовке к профессиональной деятельности вуз сумел раскрыть нюансы будущей профессии, основные задачи, проблемы и методы их решения.

Практически все опрашиваемые имеют опыт трудовой деятельности (93%), причем половина из них этот опыт начали приобретать задолго до получения диплома об окончании университета, еще будучи студентами или еще раньше, до поступления в вуз.

Для выпускников университета одним из ключевых факторов при выборе места работы оказался высокий уровень заработной платы (47%). Примерно треть опрошенных в равной степени при поиске работы обращают внимание на такие факторы, как возможность приобретения нового опыта и знаний, стабильное положении организации на рынке и удобный режим работы. А для еще примерно четверти выпускников университета значимым аргументом является транспортная доступность к предполагаемому месту работы, профильность вакансии полученной специальности в университете и возможность продвижения по карьерной лестнице.

  1. Трудовая деятельность выпускников университета. При трудоустройстве наибольшее соответствие требований, предъявляемых работодателем, по мнению респондентов, отдается личностным качествам соискателя, сформированным под влиянием университетат, таким как ответственность, активность, трудолюбие и пр. (суммарная доля вариантов ответа «полностью соответствует» и «в основном соответствует» составила 84%). Примерно три четверти респондентов говорят о полном или скорее полном соответствии теоретической подготовки, полученной в МГППУ, предъявляемым требованиям при трудоустройстве, и несколько ниже (65%) – о соответствии полученных практических навыков.

Данные опроса показали, что у большинства респондентов общий стаж работы составил свыше 10 лет (34%), а стаж трудовой деятельности по специальности, полученной в МГППУ - от 1 до 3 лет (21%). Безусловно, стаж работы зависит от возраста специалистов: чем старше возраст, тем выше стаж трудовой деятельности. У 36% респондентов никогда не было опыта работы в другой сфере деятельности, то есть они работали исключительно по полученной специальности в университете, 43% опрошенных имели опыт работы как по специальности, полученной в университете, так и в других секторах экономики, а 13% никогда не работали по специальности.

Каждый пятый выпускник университета никогда не менял своего места работы в течение трудовой деятельности, у подавляющего же большинства опрашиваемых опыт смены работы в профессиональной жизни присутствовал.

Как показали результаты исследования, за всю свою трудовую деятельность выпускники университета находили вакансии практически во всех сферах экономической деятельности, но чаще были названы профильные виды экономической деятельности, куда идут работать по призванию – это сферы образования (59%) и психологии (43%).

  1. Текущее (последнее) место работы участников опроса. На момент проведения опроса половина респондентов были трудоустроены по специальностям, соответствующим направлению подготовки или специальности, полученных в университете (50%), треть – трудоустроены не по специальности. Примерно каждый десятый опрашиваемый (9%) на момент проведения опроса оказался безработным, либо текущее место работы совсем не устраивает респондента, и он задумывается о смене работы (выбор варианта ответа «вопрос трудоустройства не решен»).

Среди выпускников университета распространена модель трудоустройства по найму с оформлением трудового договора и трудовой книжки (74%), вне зависимости от социально-демографических и профессиональных характеристик респондентов. Говоря о сферах экономической деятельности, в которых работают респонденты на момент проведения опроса, то чаще всего это сфера образования (37%) и вдвое реже психология (19%).

Данные опроса свидетельствуют, что у 16% респондентов за свою жизнь не было опыта смены работы, поскольку они в течение своей трудовой деятельности работали только на одном месте. Чаще на одном месте работы остаются респонденты, которые не изменяли своей специальности, полученной в университете (28%), а также те, кто никогда не работал по вузовскому направлению подготовки (25%). Среди тех, у кого присутствует опыт смены мест работы, чаще всего ее меняли по следующим причинам: объявление об открывшейся вакансии по специальности (22%); отсутствие возможности на предыдущем месте работы для карьерного роста (19%); предложение места работы с более высокой заработной платой и пакетом социальных гарантий (19%).

В целом же, три четверти опрошенных вполне удовлетворены своим текущим местом работы (76%), причем наиболее удовлетворены своей текущей работой выпускники университета, закончившие обучение ранее 2011 года (90%), реже об этом говорят совсем молодые выпускники последних трех лет (73%). Только 4% респондентов в целом оценили место своей работы негативно: либо совсем неудовлетворительно, либо скорее неудовлетворительно. 

  1. Уровень дохода от основного и дополнительного места работы. Уровень заработной платы является одним из основных факторов, в большинстве случаев, влияющих на смену места работы. По данным опроса 17% опрошенных полностью удовлетворены своей заработной платой, еще 6% имеют полностью противоположную точку зрения –полное неудовлетворение. Большинство же опрашиваемых (40%) выбрали более мягкую формулировку для оценки своей заработной платы – вариант ответа «в основном удовлетворен».

Средняя фактическая заработная плата участников опроса, получаемая на руки, составила 61,3 тыс. руб., тогда как хотели бы они получать за свою работу примерно на треть больше - 95,8 тыс. руб. Сравнивая полученные результаты с официальными данными (42,9 тыс. руб.), можно сказать, что в целом заработная плата выпускников университета выше, чем в среднем по стране Однако, если рассматривать отдельно оплату труда по Москве (поскольку 79% респондентов проживают именно в столице), то выпускники университета проигрывают на фоне других работников, работающих в Москве: 63,4 тыс. руб. (данные опроса выпускников) против 83,2 тыс. руб. (данные Госкомстата России). Размер оплаты выпускников университета, проживающих в других субъектах Российской Федерации, оказался ниже среднего значения заработной платы в целом по всем опрошенным.

Помимо дохода по месту основной работы (заработной платы) более половины респондентов указали на существование возможности получения дополнительного дохода в той или иной мере: одна пятая часть опрошенных получают дополнительный доход на регулярной основе (20%), а примерно для трети – дополнительные заработки происходят от случая к случаю (36%). Чаще дополнительные заработки не превышают уровень заработной платы по основному месту работы. Об отсутствии возможности получения дополнительных заработков заявили 28% респондентов. Чаще всего к ним относятся респонденты, закончившие университеты в последние три года (29%), которые не успели получить должного профессионального опыта, лица, никогда не работавшие по специальности, полученной в университете (41%).

  1. Оценка профессионального карьерного роста выпускников. Около четверти респондентов полностью удовлетворены (23%) и еще 40% опрошенных скорее удовлетворены своей сложившейся профессиональной карьерой, то есть, суммарно примерно для двух третьих участников опроса сложился вполне успешный профессиональных путь после окончания университета

Гипотеза о достаточности полученных в университете знаний, навыков и компетенций для успешной трудовой профессиональной карьеры подтверждена, но вклад университетского образования в формирование совершенствования профессиональной деятельности специалиста невелик, обусловлен воздействием других факторов.

Также подтверждена гипотеза о влиянии карьерного роста на получение дополнительного образования, но это влияние оказалось совершенно незначительным. Влияние заработной платы на получение дополнительного образования не выявлено. Скорее всего, получение дополнительного профессионального образования обусловлено воздействием других факторов.

Выводы по фокус-группе успешных выпускников МГППУ, работающих по специальности.

В целом все участники фокус-группы отметили важность профориентационной работы, необходимость ее стратегического планирования. Кроме этого, к основным элементам, необходимым для эффективной системы образования и дальнейшей успешной профессиональной траектории участниками фокус-группы были отнесены следующие:

  • Роль наставника
  • Налаженные связи с работодателями
  • Уровень профессионализма преподавателей 
  • Возможность получить высокий уровень знания английского языка.

Дискуссия показала что участники, поступавшие в МГППУ после школы, не имели четкого представления о профессии психолога и конкретном вузе, куда хотели бы поступить. Исключение составили участница, столкнувшаяся с профессиональными психологами, вдохновившими ее на выбор профессии.      

Участники группы, начавшие обучение во взрослом возрасте делали это осознанно, имея представление о будущей профессии, понимая, чем они планируют заниматься. Работа группы показала, что ожидания и реальность тем ближе, чем осознаннее делался выбор в пользу обучения. При этом большинство, включая тех, кто начал обучение, не имея представлений о профессии, рады сделанному выбору.

В целом можно отметить, что группа показала высокий уровень удовлетворенности образованием и достаточности «базы знаний, умений и навыков»,  полученным в процессе обучения в МГППУ. 

Участники отметили некоторые дефициты, возникшие на различных этапах развития профессиональной карьеры, при этом МГППУ в большинстве случаев выступил «оператором» решения этих дефицитов. 

Те участники, которые имели дело с программами повышения квалификации и профессиональной переподготовки оценивают их уровень высоко.

Все участники выразили горячую готовность дальнейшего сотрудничества с университетом.

  1. Заключения и рекомендации.

Учитывая, что группа показала отсутствие у большинства участников до поступления в МГППУ четкого представления о профессии и университете,  крайне важным видится развитие профориентационной деятельности университета в школах. 

Беря во внимание такую причину выбора, как личное знакомство с профессиональными психологами возможно перспективным был бы  предложенный во время дискуссии формат встреч выпускников и старшекурсников со школьниками. Участники фокус-группы выразили готовность в таких встречах. 

Кроме этого возможно полезным было бы предметнее изучить причины прагматичного выбора университета выпускниками и обратить на них внимание в информационной и профориентационной деятельности университета. В частности те, что были уже упомянуты в результатах анкетирования, а также прозвучали в данной фокус-группе: выбор по рейтингу вуза, соотнесение популярности и стоимости программ.

Поскольку собственный кризис может служить и, как показывает практика и история психологии успешно служит мотивацией для выбора данной профессии, возможно среди клиентов психологов – потенциальные взрослые абитуриенты психологических программ? Данный тезис звучит несколько спорно, но он однозначно требует дальнейшего углубленного изучения.

Обсуждение оптимальных  форматов обучения, которое привело участников к тезису о необходимости синтеза  различных жанров и возможности факультативов отсылает нас к повышению актуальности выбора личных образовательных траекторий исходя из персонализации образовательных задач и  возможностей преподавательского состава 

Ярко прозвучавшее в дискуссии мнение, что самое важное в трудоустройстве – налаженные связи с работодателями, приводит нас к очевидной рекомендации эти связи налаживать. 

Также явно и отчетливо прозвучали рекомендации уделить внимание нехватки практических предметов по работе с детьми с аутизмом, знаний по организации и написанию программ, знаний по нормативной документационной базе, а также программ, обеспечивающих высокий уровень знания английского языка.

То, что все участники выражают большую благодарность университету и готовы на всевозможные виды сотрудничества, явно может помочь в развитии,  как образовательной и научной деятельности, так и в создании мотивационной информационной продукции, продвигающей МГППУ.